В этой статье хочу рассказать, на что участнику стоит обратить внимание при выборе закупки, а именно, на какой способ закупки обратить внимание, тем самым увеличить себе шанс на победу, а также избежать ненужных денежных трат на оплату тарифа электронной площадки.
Самые распространенные способы закупки и утвержденные законодательством это:
- Аукцион
- Запрос котировок
- Запрос предложений
- Конкурс
Аукцион. Критерием для определения победителя в закупке способом электронного аукциона является наименьшая цена. Таким образом, происходит онлайн подача предложений между участниками, и выигрывает участник, предложивший самую низкую цену. Дополнительных критериев для победы в таких способах не устанавливают, единственное, заказчик может установить дополнительные требования в части наличия у участника лицензий, определенных разрешительных документов необходимых для исполнения договора, иногда устанавливают наличие опыта по такому же предмету договора на который объявлена закупка, но такие требования не являются критерием для победы, а служат для определения соответствия участника закупки, и отсутствие таких документов будет служить основанием для отклонения заявки.
Запрос котировок. Здесь также, как и при закупке способом «аукцион» критерием для победы будет являться наименьшая цена, предложенная участником, но такая цена подается не в режиме онлайн торгов, а один раз, при подаче заявки участником и после срока окончания приема заявок изменению не подлежит. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену. Дополнительных требований в таких закупках, как правило не устанавливается.
Запрос предложений. При таком способе закупки критерием для победы уже будет являться не только наименьшая цена, но и вес квалификационного критерия, установленный заказчиком. В основном в квалификационных критериях заказчик устанавливает наличие опыта, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов у участника, и присваивает наибольшее количество баллов участнику, у которого в составе заявки, большее количество или сумма исполненных им договоров, большее количество кадров, и соответственно материально-технических ресурсов. При таком способе возможна переторжка, т.е. заказчик объявляет всем участникам на этапе сравнения цен наименьшую цену из всех поданных заявок и любой участник, может еще раз снизить свое ценовое предложение.
Конкурс. При закупке этим способом, заказчик также, как и при способе «запрос предложений» определяет победителя не только по наименьшей цене, а присваивает количество баллов по квалификационному критерию, это также может быть количество или сумма исполненных за определенный период участником договоров, количество имеющихся у участника сотрудников и наличие количество материально-технических ресурсов. Ценовое предложение в закупке этим способом подается один раз и изменению в процессе проведения закупки не подлежит.
У коммерческих заказчиков в положении о закупках могут быть прописаны и иные способы закупок: запрос цен, запрос ценовых предложений, запрос оферт и т.д., но все они сводятся к одному, определить победителя по установленным критериям, а критерии заказчик устанавливает в соответствии со спецификой предмета договора и требуемой квалификацией.
Как правило, способом «запрос предложений» или «конкурс» заказчиком проводятся процедуры закупок на большие суммы, при которых для заказчика важна не только цена, предложенная участником, а также его квалификация, сможет ли он в будущем исполнить такой контракт или договор.
Таким образом, могу дать совет начинающим участникам, если у вас нет или мало, опыта, кадров или материально-технически ресурсов, принимайте больше участие в таких способах закупок как «запрос котировок» или «аукцион», где вы сможете победить с ценой, выставив конечно ее в том размере, с какой вам будет выгодно исполнять договор. Или в способах закупок «конкурс» или «запрос предложений», но в которых вес ценового критерия не ниже 70%. Этим, вы убережете себя от ненужных трат на оплату тарифа площадкам для участия или замороженных средств на обеспечение заявки.